Роль музыки в воспитании и интеллектуальном развитии детей. » Школа-гимназия №30 им. Д.Ф. Снегина
Приемная:
+7(727) 262-12-65
Бухгалтерия
+7(727) 264-13-76
Версия
для слабовидящих
» » Роль музыки в воспитании и интеллектуальном развитии детей.
26
апрель
2020

Роль музыки в воспитании и интеллектуальном развитии детей.

КГУ ШГ №30 им. Д.Снегина


    Музыка — единственное искусство, проникающее в сердце человеческое так глубоко, что может изображать переживания этих душ. 

Стендаль.


     Музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться, приобретая определённые знания, умения, навыки, формируя музыкальное мышление и воображение. 

    «Музыка — это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет ни с чем несравнимые возможности для развития творчества человека в особенности личности ребенка.”

    Исследования последних десятилетий показывают, что музыка оказывает благотворное влияние на интеллектуальное развитие детей. Она стимулирует мозговую деятельность в целом: музыкальные занятия оптимизируют работу мозга, и это не может не сказаться на лучшем выполнении самой разнообразной умственной работы.
     Эстетические, нравственные и музыкальные цели воспитания носят прежде всего развивающий характер. В процессе музыкального обучения создаются оптимальные условия для развития личности, и происходит это только через деятельность.

    У каждого есть слух, его просто нужно развить. Ребенок способен чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанному, проявлять эмоциональное отношение. Понимать музыкальный образ, замечать хорошее и плохое. Дети способны слушать, сравнивать, оценивать наиболее яркие понятные музыкальные явления уже с раннего дошкольного возраста.
     Восприятие музыки тесно связано с умственным процессом, т. е. требует внимания, наблюдательности, сообразительности, заставляет мыслить, фантазировать. 

    Музыкальные занятия познавательный многогранный процесс, который развивает художественный вкус детей, воспитывает любовь к музыкальному искусству, формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему миру. В связи с этим в школах детей привлекают к общешкольным мероприятиям. 

    Роль музыки в формировании духовного облика личности ребенка уникальна: в воспитании эмоций, чувств. Вкусов, убеждений в мировоззренческом и нравственном становлении человека, она во многом незаменима, поскольку влияет на самые тонкие душевные струны.

    Каждый ребенок по-своему проявляет интерес к музыке. Отдает предпочтение какому-либо музыкальному жанру, произведениям. Как дети учатся читать, писать, рисовать, так постепенно учатся узнавать оценивать музыку, внимательно слушать отмечать динамическое развитие образов. Постепенно вырабатывается музыкальный вкус, возникает потребность общения с музыкой. И им хочется выступать не только внутри школы, но и за ее пределами т.е. в городских праздничных концертах.

    Музыка учит ребенка не только видеть, но и воспроизводить увиденное, не только слышать, но и представлять то, что слышишь.

    Она развивает все виды восприятия: зрительного, слухового, чувственного, и все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную.

Музыка развивает фантазию, без которой невозможно овладение другими видами искусств.

    Музыка развивает пространственное и логическое мышление. Музыка помогает чутко реагировать на интонации голоса, что способствует точности воспроизведения, услышанного при написании под диктовку.

     Музыка приучает ребенка к ежедневному труду, воспитывает в нем терпение, силу воли и усидчивость, помогает контролировать характер и сдерживать эмоции, дает особое видение окружающего мира.

   Обучать детей музыкальным дисциплинам: пению в коллективе, игре на музыкальных инструментах необходимо. Цель педагога - сделать музыку достоянием не только одаренных детей, которые изберут ее своей профессией, но и всех, кто желает прикоснуться и понять музыкальную культуры, поскольку каждый из них может стать подлинным любителем музыки — слушателем, участником музицирования.


    «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно открывает вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках». Д. Д. Шостакович [4, с. 25].
 Список литературы:

1. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка-М.: Просвещение 1968. с.108
2. Смирнова Т. И. Интерпретация. Воспитание искусством или искусство 
воспитания. М.,2001.с.367
3. Герцман Е. В. Античное музыкальное мышление — Л.: Музыка, 1986. с.224
4. Асафьев Б. Речевая интонация. – М.-Л.: Музыка, 1965.

5. Веберн А. Лекции о музыке. Письма. – М.: Музыка, 1975.

6. Михайловская Н.М. Музыка и дети. – М.: «Современный композитор», 1977

7. Сохор А. Музыка как вид искусства ⁄⁄ Вопросы социологии и эстетики музыки. – Л.: Советский композитор, 1981.     

8. Шостакович Д. Д. Знать и любить музыку — М.: Музыка, 1958. с. 507