02
қазан
2023
«Предотвращение тревожности ребенка»
Памятка для педагогов
«Предотвращение тревожности ребенка»
Признаки тревожности:
- Тревожный ребенок не может долго работать, не уставая.
- Ему трудно сосредоточиться на чем-либо.
- Любое задание вызывает излишнее беспокойство, во время выполнения задания излишне напряжен, скован.
- Смущается чаще других. Часто говорит о напряженных ситуациях.
- Боится сталкиваться с трудностями. Не уверен в себе, в своих силах.
- Не любит браться за новое дело.
- Плохо переносит ожидание.
- Часто не может сдержать слезы. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
- Пуглив, многое вызывает у него страх.
Рекомендации:
- Поручение, которое дается ребенку, должно соответствовать его возможностям. Предлагая выполнить слишком сложные, непосильные занятия, вы заранее обрекаете ребенка на неуспех, а, следовательно, на снижение самооценки, на неудовлетворенность собой.
- Повышать самооценку тревожного ребенка, для чего любая деятельность, предлагаемая ребенку, должна предваряться словами, выражающими уверенность в его успехе (“У тебя это получится”, “Ты это умеешь хорошо делать”). При выполнении заданий необходим общий положительный эмоциональный фон.
- Недопустимо сравнивать ребенка с кем-либо, особенно, если это сравнение не в его пользу. Сравнение должно быть только с собственными успехами и неудачами ребенка (“Посмотри, сегодня ты меньше постарался, поэтому у тебя получилось хуже, чем в прошлый раз. Но я думаю, завтра ты сможешь сделать лучше”). Оптимистические прогнозы “на завтра” не дают ребенку повода считать себя безнадежным и способствуют повышению уверенности в себе.
- Желательно не ставить тревожного ребенка в ситуации соревнования, публичного выступления. Не рекомендуется давать тревожным детям задания типа “кто первый”.
- Тревожность часто вызывается неизвестностью. Потому, предлагая ребенку задание, необходимо подробно выстраивать пути его выполнения, составить план: что мы делаем сейчас, что потом и т.д.
- Осторожно и дозировано использовать критику, т.к. тревожные дети болезненно реагируют на нее. Старайтесь не стыдить ребенка, особенно в присутствии его одноклассников.
- Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
- Хвалите ребенка даже за незначительный успех.