Рекомендации по формам общения
Рекомендации по формам общения
Педагогическое общение должно строиться на взаимном доверии педагога и учащихся. Для этого необходимо создание атмосферы дружеской расположенности:
• Не начинать разговор, если педагог или учащийся находятся в возбужденном, раздраженном состоянии;
• В ходе беседы проявлять заинтересованность, дружелюбие, уважительное отношение к собеседнику, не допускать иронии, снисходительности;
• Контролировать проявление своих эмоциональных состояний (можно искренне возмущаться, негодовать, радоваться, но не терять при этом чувства меры и никогда не кричать);
• Очень внимательно, сосредоточенно выслушивать учащегося, никогда не перебивать его;
• Не спешить с ответом, пока до конца не разберетесь в существе вопроса;
• Чутко следить за малейшими изменениями эмоциональной сферы беседы, реагировать на них, корректировать психологические ходы в общении.
Все знания, мысли, эмоциональные отношения педагога должны найти свое выражение в его речевой деятельности. Речь педагога должна быть четкая, понятная, образная.
Слово для педагога было и остается основным средством влияния на учащихся. «Слово учителя – ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитания включает, прежде всего, искусство говорить, обращаясь к человеческому сердцу», – писал В. А. Сухомлинский.
Поэтому педагог должен следить за собственной речью, не употреблять вульгаризмов, не повторять речевые ошибки учащихся.